Нужно ли ставить водяные знаки на свои фото

НУЖНЫ ЛИ МНЕ ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ НА ФОТОГРАФИЯХ? МОИ МУЧЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФОТОГРАФА.

Вот уже несколько месяцев, как я увлеклась фотографией. Сначала снимала все подряд на телефон, потом накопила на подержанный фотоаппарат. Сейчас уже и портфолио небольшое собралось, выкладываю удачные кадры в соцсети.

И тут подруга, опытный блогер, меня спрашивает: «А ты на фото водяные знаки ставишь?». Я удивилась, зачем? «А то украдут твои шедевры!», — говорит. Я задумалась. С одной стороны, фотографии действительно нравятся людям, их лайкают, комментируют. С другой стороны, ставить эти знаки на пол-фотографии, как у некоторых, не хочется. Решила разобраться в вопросе основательно.

АВТОРСКОЕ ПРАВО: ЗАЩИТА ПО УМОЛЧАНИЮ

Оказывается, по статье 1257 Гражданского кодекса РФ авторские права на фотографию возникают у меня автоматически, в момент создания снимка. То есть мне даже ничего специально делать не нужно, чтобы считаться автором.

Более того, согласно пункту 1 статьи 1271 ГК РФ для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значит, даже если на фото нет водяного знака, я все равно являюсь его автором.

ВОДЯНОЙ ЗНАК: ГАРАНТИЯ ИЛИ САМООБМАН?

Получается, водяной знак — это не обязательное условие для защиты моих фотографий. Но так ли он бесполезен?

– Плюсы:

– Может отпугнуть недобросовестных пользователей
– Служит дополнительным способом обозначения авторства
– Может стать частью стиля фотографа

– Минусы:

– Портит эстетику фотографии
– Не гарантирует 100% защиты от кражи
– Легко удаляется с помощью редакторов

МОЙ ВЫВОД

Взвесив все «за» и «против», я решила пока не ставить водяные знаки на свои фотографии. По крайней мере, на те, которые выкладываю в социальных сетях.
Буду указывать свое авторство в описании, а также внимательно следить за использованием снимков. В конце концов, главное для меня — это творчество и радость, которую оно приносит!

Так я и жила какое-то время: наслаждалась процессом съёмки, делилась фотографиями в сети, указывала авторство в описании. Периодически «пробивала» по поиску картинок, не гуляют ли мои работы на просторах интернета. Периодически натыкалась на свои фото на каких-то мутных сайтах-фотостоках, писала админам с требованием удалить — благо, на тот момент объём работ был небольшой.

Но однажды на очередной фотовыставке ко мне подошёл мужчина, представился владельцем небольшой фирмы по ландшафтному дизайну, и поинтересовался, не соглашусь ли я продать ему несколько фотографий для оформления сайта. Я, конечно, обрадовалась! Мы обсудили детали, я назвала цену, он не торговался! В общем, всё шло просто идеально. Пока мы не дошли до подписания договора…

Оказалось, что этот милейший мужчина хочет купить у меня фотографии с ПРАВОМ ПЕРЕДАЧИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ. То есть не просто использовать их на своем сайте, но и, например, печатать в рекламных буклетах, которые будут распространяться неизвестно где и кем.

Вот тут-то я и задумалась всерьёз. Получается, что да, я автор, и фотографии мои. Но чтобы контролировать их использование, мне нужны не просто водяные знаки, а юрист с железными нервами. Потому что доказывать своё авторство и нарушение прав — дело хлопотное и небыстрое.

В общем, с тем мужчиной мы тогда так ни до чего и не договорились. Я забрала флешку со снимками и решила, что нужно подходить к вопросу защиты авторского права более ответственно. Тем более, что с тех пор фотографии для меня стали не просто хобби, а источником дохода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *